ФНС России обязала налоговых инспекторов сопоставлять показатели доходов, представленные в налоговых декларациях, со сведениями о поступлениях денежных средств через кассовые аппараты и суммами доходов, поступающими на банковские счета налогоплательщиков.
При этом информацию о кассовой выручке они должны брать из информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника» (утв. приказом ФНС России от 26.05.08 № ММ-3-2/235), а данные о безналичных поступлениях получать от банков путем запросов (ст. 86 НК РФ). Такую сверку они будут производить при осуществлении следующих процедур:
- при проведении камеральных налоговых проверок;
- на стадии проведения предварительного предпроверочного анализа налогоплательщика для включения его в план выездных налоговых проверок;
- при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок;
- при проведении выездных налоговых проверок.
Как видно, инспекторы ориентированы лишь на потоки денежных средств. Это означает, что бартерные сделки и взаимозачеты в поле зрения проверяющих не попадут. При наличии таких операций начисленная выручка окажется больше денежной.
Письмом от 07.06.13 № АС-4-2/10459 чиновники, по сути, сообщили о новом критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, дополнив пункт 4 приложения 1 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». А именно: следует опасаться расхождений между денежной выручкой и суммой доходов, указанной в налоговой декларации. Кроме того, денежная выручка компаний на «упрощенке» не должна превышать предельной величины в 60 млн руб.
Минусы предложенной системы контроля
Между тем при общей системе налогообложения доходы чаще всего признаются по методу начисления, кассовый метод налогоплательщики используются редко. Значит, расхождения между кассовыми и начисленными доходами неизбежны. Но эти расхождения не должны быть значительными (критерии значительности – на усмотрение контролеров). Однако авторы письма ФНС России от 07.06.13 № АС-4-2/10459, наверное, исходили или из того, что начисленные доходы некоторое время спустя будут оплачены, так что в среднем за период соответствующие суммы различаются не столь сильно. Расхождение вызовут безнадежные долги, но их долю можно оценить статистически. Инспекторы сделают поправку и на применение ЕНВД, поскольку в соответствующих видах деятельности применять ККТ необязательно.
Из информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника» можно почерпнуть информацию о показаниях фискальной памяти лишь за определенные периоды, а именно:
- между датами регистрации кассового аппарата и снятия его с регистрации;
- за время использования ЭКСЗ (при ее замене).
А ведь для целей камеральной проверки необходимо выявить доходы за соответствующий отчетный либо налоговый период. Нужно полагать, что инспекторы будут вынуждены ориентироваться на среднемесячную наличную выручку. В то же время запрашивать у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщиков они будут непосредственно за проверяемый период. Так что снижение наличной выручки в текущем периоде по естественным причинам (например, в случае изменения местонахождения торговой точки) чревато вызовом на заседание комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
Таким образом, использование фискальной памяти из архивных данных налоговой службы – заведомо статистический инструмент. Цель этих мероприятий – выявление рисков занижения налоговой базы.
В заключение отметим: судебная практика показала, что противозаконные манипуляции с фискальной памятью ККМ уголовной ответственности по части 1 статьи 272 Уголовного кодекса не повлекут.
Елена Диркова,
генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»
статья взята с сайта kktspb.ru