Производить и продавать продукцию, подлежащую обязательной маркировке, могут только те субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы в системе идентификации таких изделий. Сегодня формируется единая база данных для всех регионов РФ. В шифрах отражаются коды идентификации и проверки.
Маркировочный элемент формируется из кода, присвоенного конкретной товарной группе, и числового шифра каждой единицы товара. Идентификация маркировки товара осуществляется через формирование кода проверки при помощи криптографических технологий.
Для разных видов товаров действуют свои обособленные мониторинговые системы, например:
· Если субъект хозяйствования занимается производством или реализацией алкоголя, ему необходимо подключиться к системе ЕГАИС.
· Специальные средства маркировки предусмотрены для лекарств (их можно отследить в базе данных Системы мониторинга движения препаратов для медицинского применения).
· Подлинность изготовленных шуб и меховых аксессуаров должна быть подтверждена особым контрольно-информационным знаком. Он содержит код, дополненный RFID чипом. Такие средства маркировки отличаются высокой стоимостью оборудования, но это позволило значительно сократить товарооборот контрафактной продукции. Сведения по меховым изделиям собираются в базе Информационного ресурса маркировки.
Упаковка и маркировка товара осуществляются производителем. Все последующие звенья, обеспечивающие перемещение изделия к конечному потребителю, отвечают за сохранность продукции и целостность маркировки. Подключиться к общегосударственным базам данных могут все заинтересованные лица при условии, что у них есть действующая цифровая подпись. Схема взаимодействия следующая:
· регистрация субъекта хозяйствования в системе данных о маркированных товарах;
· внесение сведений о товаре (за это отвечает производитель), получение маркировочного кода;
· при реализации продукции по каждому отпущенному изделию указывается покупатель;
· при последующих фактах перепродажи в базу данных вносится информация обо всех покупателях.
Требования к маркировке товара и модель функционирования системы идентификации продукции утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р. В правовом акте оговаривается единоразовое внесение платы за централизованную генерацию единицы уникального кода. Эти расходы возлагаются на производителей. Товары, подлежащие маркировке
В 2016 году был запущен проект поштучной маркировки товарной продукции. Действие новых правил товарооборота было направлено на предметы одежды, изготовленные из натурального меха. Регламентирующий документ – правительственное Постановление от 11.08.2016 г. № 787.
Эксперимент по маркировке товаров в 2018 году был расширен и на лекарственные препараты(правительственное Постановление от 24.01.2017 г. № 62), которая станет обязательной с 2020 года.
Обязательной маркировке подвергается теперь и алкогольная продукция (система ЕГАИС функционирует под руководством Росалкогольрегулирования).
В 2018 году начинается эксперимент с добровольным нанесением маркировочных кодов на произведенную обувь, а на 2019 год запланирован переход к обязательной маркировке этой группы товаров. Маркировка товаров с 2019 года: последние новости
Помимо введения проектов с меховыми изделиями, лекарствами, алкоголем, в будущем году действие системы маркировки будет распространено на новые категории товаров. Перечень продукции, которую надо регистрировать для получения на нее идентификационных кодов, обозначен в правительственном Распоряжении от 28.04.2018 г. № 792-р.
Обязательная маркировка товаров с 2019 года коснется десяти групп товаров, в т.ч.:
· 1 марта 2019 запускается проект по маркировке табачной продукции;
· с 1 июля 2019 идентификационные коды станут обязательными для маркировки обуви;
· с 1 декабря 2019 г. список маркируемой продукции расширится за счет введения в него духов, туалетной воды, кожаных предметов одежды, шин с пневматическими резиновыми покрышками, трикотажной вязаной одежды, верхней одежды, постельного, кухонного, столового, туалетного белья, фотокамер (включая лампы-вспышки и фотовспышки).
Обязательная маркировка товаров предполагает, что при отказе от маркировки и регистрации продукции в единой базе данных субъект хозяйствования может быть привлечен к ответственности по нормам ст. 15.12 КоАП РФ (штрафы за производство и продажу немаркированной продукции предусмотрены для юридических и физических лиц) и ст. 171.1 УК РФ (штрафы, принудительные работы, лишение свободы за те же действия, совершенные в крупном и особо крупном размере).
Источник: Современный предприниматель