27 декабря 2018 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Постановления Правительства РФ 01/01/12-18/00087309 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции».
Это знаковый документ, потому что он официально и детально описывает процесс перехода на обязательную маркировку табачной продукции для розничного, оптового и производственного сегмента. Вступает в силу с 01.03.2019. Давайте вместе внимательно ознакомимся с этим документом, потому что после его принятия он станет главным нормативом по маркировке табака. Этапы перехода на обязательную маркировку табака
В проекте постановления 01/01/12-18/00087309 подробно расписаны обязанности каждого из этих звеньев на каждом этапе маркировки.
Из схемы хорошо видно, что с 01.03.19 начинается регистрация производства и импорта сигарет - введение их в оборот. На подключение к системе маркировки табака производителям и импортерам дается срок до 01.07.19. С этого времени любая новая пачка сигарет попасть в оборот в нашей стране может только с маркировкой. Одновременно начинается обязательная регистрация продаж маркированных сигарет на кассе магазинов и ресторанов – вывод маркированных сигарет из оборота. Дальше система маркировки табака начинает работать в режиме «черного ящика» - регистрируется только ввод сигарет в оборот и их вывод из оборота, все, что происходит между этими событиями для системы остается неизвестным. Такая ситуация продлится ровно год, до 01.07.2020. До этого момента оптовики и дистрибьюторы будут обязаны также подключиться к системе и регистрировать в ней все движения маркированного табака. Оборот немаркированных сигарет и папирос при этом будут запрещен. Это означает, что запасы и остатки немаркированных сигарет будет необходимо распродать до 01.07.2020. Никаких процедур маркировки остатков и их введения в оборот не предусмотрено.
Обязанности предприятий розничной торговли по работе с маркированной табачной продукцией
1. Проект постановления Правительства определяет следующий порядок действия для предприятий розничной торговли и общественного питания:Зарегистрироваться в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации – в срок с 1 марта 2019 года по 30 июня 2019 года (включительно) либо после 30 июня 2019 года в течение 7 календарных дней с момента возникновения у участника оборота табачной продукции необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной продажей табачной продукции. Регистрация осуществляется на сайте ЧестныйЗнак.рф. Пока регистрация работает «в режиме эксперимента», но с 1 марта 2019 года должна перейти в рабочий режим. Регистрация потребует наличия усиленной криптографической электронной подписи (УКЭП), если у вас уже есть такая для регистрации ККТ, ЕГАИС или сдачи электронной отчетности, то можно воспользоваться существующей.
2. Обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга – в срок не позднее 21 календарного дня с момента регистрации в информационной системе мониторинга. Для первого этапа, когда требуется только регистрация продаж маркированного табака на кассе, вам будет достаточно обновить кассу для поддержки работы с реквизитом чека «Код товара» (тег 1162) и убедиться, что касса корректно заполняет этот реквизит при продаже маркированного табака. Также к этому моменту вам будет необходим 2D сканер штрихкода для сканирования кода маркировки на табаке. Весь обмен с системой маркировки будет происходить через ОФД.
3. Вносить в информационную систему мониторинга сведения в отношении розничной продажи табачной продукции начиная с 1 июля 2019 года, в отношении иных операций с табачной продукции – начиная с 1 июля 2020 года.
Обратите внимание, что по этому постановлению принимать УПД с кодами маркировки, списывать или оприходовать маркированные сигареты нужно только с 01.07.2020. До этого времени единственной обязанностью розницы является продажа табака через кассу с передачей кода маркировки в ОФД.
Обязанности предприятий оптовой торговли по работе с маркированной табачной продукцией
Оптовые предприятия разделяют на две группы – те, кто закупает сигареты напрямую у производителей и импортеров и прочие оптовики.
1. Для первой группы порядок действий следующий:Регистрация в системе в срок с 1 марта 2019 года по 30 июня 2019 года.
2. Внесение в информационную систему мониторинга сведений в отношении операций по приобретению табачной продукции у производителей и импортеров начиная с 1 июля 2019 года.
Прочие организации оптовой торговли:
1. Регистрация в системе в срок с 1 марта 2019 года по 30 июня 2020 года.
2. Вносить в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех операций, производимых с табачной продукцией начиная с 1 июля 2020 года.
Первая группа обязана получать и принимать электронные накладные от производителей и импортеров для того, чтобы зафиксировать факт передачи табачной продукции в оборот. При подписании электронного УПД от производителя информация об этом автоматически будет передаваться оператором ЭДО в систему маркировки. Все остальные операции по дальнейшему продвижению маркированного табака до розничного продавца им будет необходимо фиксировать только с 01.07.2020.
Что будет с кальянным табаком, сигарами и другими видами табачной продукции
В Проекте постановления указано, что с 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации запрещается оборот сигарет (код по ОКПД 2 12.00.11.130, код по ТН ВЭД 2402 20) и папирос (код по ОКПД 2 12.00.11.140) немаркированных средствами идентификации, а с 1 июля 2021 года - прочих видов табачной продукции. Из этого следует, что за оставшееся время должны появиться требования по обязательной маркировке всех остальных видов табачной продукции. Ждем информации по началу эксперимента по ее маркировке и внимательно следим за новостями.
Внимательно изучив новые требования к маркировке табачной продукции можно сделать следующие выводы:
- Переход на обязательную маркировку будет плавным и достаточно мягким. Выбранная схема перехода не подразумевает одномоментного перекрытия оборота немаркированного табака. До 01.07.2020 система маркировки просто не будет знать у какого магазина табак маркированный, а у кого – нет. Следовательно, не сможет автоматически выявить факты продажи маркированного табака без передачи данных в систему маркировки.
- Такая схема перехода дает время табачной отрасли подготовиться ко всем изменениям.
Со своей стороны, мы рекомендуем не затягивать с выполнением описанных требований – регистрация в системе маркировки бесплатна и большинство предприятий торговли уже имеют свой УКЭП. Выполнить регистрацию можно быстро и безболезненно.
Обновление кассы многие уже сделали вместе с переходом на новую ставку НДС 20% или собираются сделать под смену «безналичные/электронные». Если еще нет, то для этого пока есть время, нужно просто заранее уточнить, что в устанавливаемой у вас прошивке уже учтены требования по тегу 1162 «Код товара».
Источник: СофтБаланс