Заказать звонок Написать письмо

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Работаем по всей России

Мгновенная оплата картой

КаталогАкцииМаркировкаУслугиАвтоматизацияПартнерамО компанииКонтакты
Прайс-листы АТОЛ и Эвотор (скачать)
Акции, распродажи
Маркировка товаров
Автоматизация торговли
Онлайн-кассы
Комплекты: торговое оборудование и ПО
Сканеры штрих-кода
Услуги
Эквайринг
Принтеры этикеток
POS-оборудование
Терминалы сбора данных
Программное обеспечение
Весы
Счетчики и детекторы
Аксессуары
Расходные материалы
Онлайн-касса 90Ф

Большие проблемы малого формата

Ранее бытовало мнение, что автоматизация - это дорогостоящая операция, которую не в состоянии произвести небольшие магазины. Но сегодня оно сменилось пониманием того, что средства, вложенные в развитие торгового предприятия, соизмеримы с его постоянными потерями в результате воровства, пересортицы, порчи товара, ряда других проблем учёта и управления персоналом. Поэтому грамотные владельцы малого бизнеса предпочитают избегать дальнейших потерь прибыли, вводя в работу программно-аппаратный комплекс.

- Также правильным посылом является желание владельца выве­сти бизнес на новый уровень, - гово­рит Владислав Гришенко, ру­ководитель группы внедрений компании «Ориент». - Это может быть связано с новыми партнёрами, необходимостью принятия оператив­ных решений, стремлением к про­зрачности бизнеса или желанием его реорганизовать. Стремление решить частную, самую острую задачу видно сразу, но когда начинается работа с компанией, выясняется, что необ­ходимо сначала определить, в чём корень проблемы, и что придётся ло­мать старые бизнес-процессы.

Специфика малых форм

Автоматизация торгового пред­приятия - будь то магазин продуктов или стройматериалов - в целом вы­полняется по схожим алгоритмам, хотя и с учётом специфики товара. Однако в некоторых областях торгов­ли специфика эта заставляет искать решения задач, характерных для кон­кретного формата магазина. К таким областям относится и автоматизация магазинов шаговой доступности.

Одна из основных задач, стоящих перед ритейлом, - стандартизация бизнес-процессов и снижение издержек - в случае малого формата вообще и "магазина у дома" в частности - становится наиболее острой.

Вот мнение Антона Мурзина, директора консалтингового агентства ГКЦ:

- Дело в том, что у крупных сетевых предприятий, например, все процессы исходно рассчитаны на автоматизацию, поскольку стандартны и определены в соответствующих инструкциях. Более того, сети и поставщиков заставляют соблюдать свои стандарты, будь то вопросы логистики, оформления документации и уж тем более ассортимента.

Конечно, реально многие вопросы до сих пор решаются на уровне товарове­да, который не всегда желает исполь­зовать возможности даже имеющейся программы. Однако в каком то смысле автоматизацию сети проводить проще. Несмотря на большие объёмы, территориальную удалённость предприятий, необходимость учёта потребностей торговли разными видами товаров и расчёта массы показателей, о которых в малом магазине даже не задумыва­ются, - это проще в том плане, что ло­гика бизнес-процессов, как правило, ясна. В малых магазинах это не так, и до владельца магазина с трудом дохо­дит мысль, что отныне и он сам должен подчиняться неким инструкциям.

Одно дело автоматизация бухучёта и учёта товара - это сегодня естествен­но практически для всех. Но чтобы автоматизировать бизнес-процессы, требуется другой уровень восприятия бизнеса. Второй трудностью при этом является то, что в работе малого предприятия слишком много факторов, от него не зависящих.

Это, например, относится к та­ким вещам, как возможность опти­мизировать планирование поста­вок. Функционал системы, конечно, предусматривает возможность ис­пользования такой функции - од­нако для её реализации, возможно, придётся менять самих поставщиков. К тому же оборачиваемость запасов в данном формате зависит не столько от работы самого магазина, сколько от внешних факторов: спрос на про­дукты в микрорайоне достаточно стабилен и зависит больше от погоды или выдачи зарплаты на предприя­тиях, чем от тех факторов, которые поддаются регулировке средствами системы автоматизации.

Существует ещё ряд трудностей, которые имеются всегда, но особенно ярко проявляются именно в случае автоматизации малого бизнеса. Для любого торгового предприятия остро стоит проблема квалификации персо­нала, ведь для полного использования возможностей системы необходимо, прежде всего, желание и готовность работников эти возможности исполь­зовать. Однако в малом магазине, где на каждого сотрудника возложено выполнение нескольких дел, чаще складывается ситуация, когда в уста­новленной комплексной системе ав­томатизации востребованной становится только функция учёта товара. На анализ и другие «стратегические» вещи просто не остаётся времени. Тем не менее, рано или поздно владелец начинает интересоваться результата­ми работы магазина. И в этом случае система учёта должна обеспечить ему необходимые данные для анализа.

С чего начать?

Как видим, комплексная автома­тизация магазина «шаговой доступ­ности» далеко не такое простое дело, как кажется. И решить задачу, про­сто купив и установив «коробочную версию» какой-то программы, чаще всего не получается. Попытки же механически собрать такую систему из нескольких программ (например, бухгалтерской и товароучётной) от­носятся к наиболее часто встречаю­щимся ошибкам малых магазинов.

- Мы видим, что к ИТ-системе малого магазина предъявляются до­полнительные требования, которых нет у «больших» систем, хотя верно и обратное, - отмечает Антон Мурзин. - Нужно понять, что специально раз­работанная для малого бизнеса си­стема автоматизации - это не просто урезанный и удешевлённый вариант более функциональной системы. Это самостоятельная разработка, ориен­тированная именно на учёт специфических особенностей формата. Она должна поддерживать работу мага­зина с учётом минимальной стандар­тизации процессов взаимодействия с поставщиками, при этом допускать определённую гибкость, возможность работы специалистов с различным уровнем подготовки и вместе с тем обеспечивать интеграцию на уровне основных процессов: продаж, закупки, отчётности. Системы ценообразования должны позволять не только разово менять цены, но и автоматически из­менять их на основе гибко настраиваемых бизнес-правил (например, по сравнению с ценами в магазинах конкурентов, поддержания заданного уровня торговой наценки и т. д.)

Ещё одним возражением против простых решений является необхо­димость обеспечить взаимодействие программ и оборудования. Дело в том, что в малых магазинах не всегда при­менимы в полном объёме многие ре­шения, на которых основан процесс сбора исходных данных в супермарке­тах: например, POS-терминалы в зале или же терминалы сбора данных на приёме товара. Это объясняется, как необходимостью экономить средства, так и тем, что сама работа малого мага­зина построена на других принципах. Соответственно, задача правильного выбора компонентов для увязки про­грамм и оборудования в единый ком­плекс становится ещё более важной, ведь чем дешевле оборудование, тем меньше возможностей имеется для на­стройки такого взаимодействия.

- Небольшие магазины внедряют системы автоматизации для получе­ния результата, ресурсы на автомати­зацию у них лимитированы, и распо­ряжаться ими они хотят эффективно, - говорит Владислав Гришенко. - На практике автоматизацию начина­ют с наиболее трудоёмких, массовых, регулярных операций, требующих большой точности, от которых зависит ежедневное функционирование биз­неса. Это, прежде всего, оперативный учёт - продажи, закупки, склад, когда владелец видит: сколько продано сей­час, кто и сколько должен компании, какой товар должен поступить. После автоматизации этого участка появ­ляется картина того, что происходит: можно бороться с воровством, контролировать взаиморасчёты с контраген­тами. Поставив процесс учёта, можно переходить к сквозному управлению запасами и товародвижением и далее к автоматизации управления основ­ной деятельностью. Ключевые задачи, требующие автоматизации, могут су­щественно различаться в зависимости от сферы деятельности. Поэтому выбирать нужно комплексное решение, которое позволит осуществлять этот процесс поэтапно, на единой платфор­ме, принося практическую пользу от автоматизации на каждом этапе.

Наращиваем структуру

Сейчас основная тенденция в про­граммных продуктах для малого фор­мата - это возможность расширения бизнеса пользователя с минималь­ными доработками и переделками. Очень малое количество владельцев магазинов выкидывают всё старое и меняют полностью на новое, пони­мая, что экономически это нецелесоо­бразно. И если первоначальная интеграция была сделана качественно, то обновлённая система будет продол­жать работать годами. Причём есть два направления развития: возмож­ность добавить в систему новые функ­ции в действующем предприятии и возможность подключения к ней новых магазинов. И тут у магазинов «шаговой доступности», кому бы они ни принадлежали - крупным сетям, желающим занять новую нишу, или бизнесмену, открывающему второй магазин в соседнем микрорайоне, - существуют свои особенности, которые должны учитывать их системы автоматизации.

Сегодня розница тяготеет к цент­рализованной модели управления ИТ-системой. При этом важно обеспечить надёжное функционирование основ­ных бизнес-процессов и товародвиже­ние до уровня отдельных магазинов.

- Одним из вариантов решений данной задачи может стать примене­ние так называемого middle-офисного решения, обеспечивающего как цен­трализацию, так и учёт особенностей малого формата, - рассказывает Антон Мурзин. - Идея состоит в том, что, с одной стороны, целый ряд операций может выполняться только на уровне магазина (например, приёмка товара, печать первичных документов, инвен­таризация, возврат товаров поставщи­ку и т. д.). С другой - использование полнофункциональной back-офисной системы в небольших магазинах не всегда целесообразно, поскольку тре­бует затрат на поддержку, обучение персонала и оставляет слишком много возможностей для злоупотреблений сотрудникам удалённого предприя­тия. Это означает, что целый ряд задач (закупки, заключение контрактов с поставщиками, работа с ценами и пр.) могут быть возложены на центральную систему, где имеются квалифици­рованные сотрудники и можно обеспе­чить высокий уровень безопасности, а на уровне магазина решаются только его неотъемлемые задачи. Их берёт на себя middle-офис, который может представлять собой front-офис с расширенной функциональностью, либо back-офисная система с возможностью оформления розничных продаж.

Сухой остаток

И собственники компании, и ру­ководство хотят получить экономи­ческий эффект и улучшить операци­онные показатели после внедрения информационной системы.

Для «магазинов у дома» к таким эффектам традиционно относятся по­казатели сокращения затрат и повы­шения производительности труда, а также стабильно пополняемый ассортимент. А вот повышение оборачи­ваемости капитала, к примеру, в таких магазинах зачастую просто не просчи­тывается. По единодушному мнению специалистов, срок окупаемости вне­дрённой системы сегодня составляет от 3 месяцев. При этом следует учитывать, что предприятия одинакового формата, внедрившие одинаковые си­стемы, могут получить разные результаты. Система - это лишь инструмент, и им надо умело пользоваться. И это, пожалуй, одна из основных трудно­стей «малого формата».

- На данный момент време­ни у большинства компаний-производителей программного обеспечения и оборудовании уже имеются готовые решения для ма­газинов малого формата, - говорит Владислав Гришенко, - они по­зволяют организовать работу таких магазинов и растянуть во времени процесс перехода от обычного учёта до полноценной автоматизации. Такими решениями являются: АТОЛ. EasyBOX или «Далион: Управление Maraзином.Light» + ForPost.CE (кас­совое ПО Frontol.CE) - комплексные решения для автоматизации пред­приятий малого формата.

На сегодня, несмотря на распро­странение супермаркетов, в Екатерин­бурге преобладают магазины малого формата. Отсюда ясно и то значение, которое уделяют им разработчики программ автоматизации и компании-интеграторы. Однако предстоит ещё немало работы, прежде чем качествен­ная комплексная автоматизация при­дёт в малые магазины.

Торговое оборудование №5, май 2009г. Владимир Поликарпов

Мгновенная оплата
Фискальный накопитель

Спецпредложения

2500 руб
Регистрация кассы "ПОЛНЫЙ ПАКЕТ"

Новости компании

19 октября 2021 Читать новость: Можно ли купить кассу АТОЛ 22 ПТК со скидкой 8500 руб. от розничной цены?
Можно ли купить кассу АТОЛ 22 ПТК со скидкой 8500 руб. от розничной цены?
23 сентября 2021 Читать новость: 1 ноября 2021г. завершается акция по переходу c Frontol 5 до Frontol 6. Экономия 4000 рублей!
1 ноября 2021г. завершается акция по переходу c Frontol 5 до Frontol 6. Экономия 4000 рублей!
16 сентября 2021 Читать новость: А вы знали, что с 1 сентября 2021 г. для упакованной воды началась обязательная регистрация в системе маркировки?
А вы знали, что с 1 сентября 2021 г. для упакованной воды началась обязательная регистрация в системе маркировки?

Наши клиенты

Университетская столовая «Большая перемена» г. Екатеринбург
Продуктовый супермаркет «Олимпия» г. Екатеринбург
Мастерская гравировки и печати на чехлах «aiVai» г. Екатеринбург

О нас говорят

Специалисты компании Ориент-96 сработали быстро и качественно. Очень квалифицированный персонал. Готовы и дальше сотрудничать с Ориент-96. Директор ООО «Меркурий» Наталья Владимировна

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Екатеринбург, ул. Чайковского, 16
Заказать звонок Написать письмо
Курсы валют ЦБ РФ

USD 69.81     EUR 81.03

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Курсы валют ЦБ РФ

USD 69.81     EUR 81.03