Всё, что можно пока узнать о марках-пломбах.
1. Назначение и смысл учётных талонов. Не целесообразно ли клеить часть марки не в УТ, а в регистрационную карточку?
Учётный талон ККТ - это документ, который постоянно хранится в организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ (поставщик ККТ или ЦТО), и предназначен для фиксации сведений о технической поддержке конкретной модели ККТ в течение всего срока её эксплуатации.
Этот документ позволит осуществлять контроль за своевременностью и полнотой технической поддержки, осуществляемой техническими специалистами ЦТО.
Кроме того, при утере пользователем ККТ, Паспорта ККТ или если Паспорт ККТ по той или иной причине пришёл в негодность, наличие Учётного талона ККТ, заполненного в установленном порядке (сведения, которые должны содержаться в Учётном талоне ККТ определены в Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470) даёт право ЦТО обратиться с ходатайством к поставщику модели ККТ для получения пользователем ККТ дубликата Паспорта ККТ.
Вклеивать первую часть марки-пломбы в Карточку регистрации ККМ не только не целесообразно, но и технически невозможно (форма и размер Карточки регистрации ККМ не позволяет вклеивать первую часть марки-пломбы даже при регистрации ККТ в налоговых органах и, тем более, при ежеквартальных технических обслуживаньях ККТ и после проведения ремонтов ККТ).
Кроме того, Карточка регистрации ККМ хранится у пользователя ККТ, а при снятии ККТ с учёта в налоговом органе, где была зарегистрирована ККТ, и не пересылается в другие налоговые инспекции.
Возникает вопрос.
После утверждения Министерством промышленности и энергетики РФ образца Паспорта ККТ, модели ККТ, поставляемые поставщиком ККТ, будут укомплектовываться Паспортами ККТ установленного образца и Учётными талонами ККТ. А вот как быть с теми моделями ККТ, которые уже находятся в эксплуатации и не имеют ни Паспорта ККТ установленного образца, ни Учётного талона ККТ?
В случае отсутствия у пользователя ККТ Паспорта ККТ установленного образца, вопрос, куда вклеивать третью часть марки-пломбы, решается просто. Эту часть марки-пломбы можно вклеивать в «Журнал учёта вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ» (унифицированная форма № КМ-8) в колонку 9.
А вот, что делать с первой частью марки-пломбы, которая должна вклеиваться в Учётный талон ККТ при его отсутствии?
По моему мнению, эту проблему можно решить следующим образом.
Для тех моделей ККТ, которые оснащены сменными накопителями фискальной памяти, т.е. ЭКЛЗ, ЦТО должны приобрести Учётные талоны ККТ в ООО «РАПКаТ-центр», которое определено РАПКаТ поставщиком Паспортов и Учётных талонов ККТ.
Для моделей ККТ, которые эксплуатируются без сменных накопителей фискальной памяти, можно использовать тот же Журнал № КМ-8. Каждому техническому специалисту ЦТО можно выдать один Журнал № КМ-8 (с увеличенным количеством страниц) на все модели ККТ без ЭКЛЗ, которые у него находятся на технической поддержке.
2. Единое удостоверение механика ЦТО.
При проведении сотрудниками налоговых органов оперативного контроля за выполнением Федерального закона от 22.05.2003 г. № ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» выявляются факты установки в контрольно-кассовую технику (ККТ) устройств, позволяющих занижать данные о реальной выручке пользователей ККТ, что приводит к сокрытию значительной части доходов от налогообложения.
К сожалению, были выявлены случаи, когда такие устройства устанавливались специалистами центров технического обслуживания (ЦТО) ККТ, вступившими в преступный сговор с пользователями ККТ, а также специалистами, уволенными из ЦТО за те или иные правонарушения в производственной деятельности, но продолжающими оказывать подобные "услуги" пользователям ККТ.
Эта проблема неоднократно обсуждалась на заседаниях РАПКаТ, РА ЦТО ККМ и МГ ЦТО ККМ и ВТ.
Московская гильдия выступила с предложением создать Реестр специалистов ЦТО Москвы, а также ввести в действие служебные удостоверения специалистов ЦТО единого образца.
Два года назад по инициативе Московской гильдии из представителей ЦТО и сотрудников налоговых органов была образована рабочая группа, которая разработала Положение о порядке регистрации служебных удостоверений и ведения Реестра специалистов по технической поддержке контрольно-кассовой техники в г. Москве.
Но в то время руководство Управления ФНС России по г. Москве посчитало реализацию этого Положения преждевременным, аргументировав своё решение отсутствием правовой базы для обеспечения положений Федерального закона от 22.05.2003 г. № ФЗ-54.
На совещании руководителей ЦТО и сотрудников Управления ФНС России по г. Москва и межрайонной инспекции ФНС России № 49 по г. Москва «О нарушениях центрами технического обслуживания законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники», которое проводила Московская гильдия 15 февраля 2007 года, большинство руководителей ЦТО высказалось о целесообразности введения в действие Положения о порядке регистрации служебных удостоверений и ведения Реестра специалистов по технической поддержке контрольно-кассовой техники в г. Москва.
Это мнение поддержали и представители налоговых органов, принявшие участие в этом совещании.
По нашему мнению, после выхода Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, целесообразно возобновить работу по реализации Положения о порядке регистрации служебных удостоверений и ведения Реестра специалистов по технической поддержке контрольно-кассовой техники в г. Москве.
Введение в действие данного Положения позволит: упорядочить учёт специалистов ЦТО в Москве, повысить персональную ответственность технического и руководящего состава ЦТО за правовые нарушения в сфере применении ККТ, не допустить к технической поддержке ККТ "специалистов", не являющихся сотрудниками ЦТО, а также даст возможность избавиться от недобросовестных специалистов ЦТО, которые порочат деятельность всех ЦТО в Москве.
3. Оклейка разъёмов целесообразность.
О целесообразности опломбирования разъёмов можно сказать следующее:
- Необходимость пломбировки разъёмов определена действующими в настоящее время Техническими требованиями к ККМ: примечание 6 к пункту 1 раздела 2 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчётов с населением в сфере торговли; примечание 4 к пункту 1 раздела 2 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчётов с населением в сфере услуг; пункт 9 раздела 3 требований «фискальный регистратор» и. т. п.
- В любом случае, при любых Технических требованиях к ККТ (действующих ли в настоящее время или новых, которые будут утверждены Министерством промышленности и энергетики РФ), достаточность и целесообразность пломбировки, задекларированной поставщиком модели ККТ, проверяется (и будет проверяться) в процессе проведения экспертизы модели ККТ в экспертной организации перед включением ее в Государственный реестр. Поэтому, при установке марок-пломб на модель ККТ необходимо выполнять требованиями по опломбированию, установленными в эксплуатационной документации поставщика модели ККТ.
4. Ежеквартальность? Целесообразность? Возможна привязка к договору - добровольное обслуживание, вызов механика на поломку, следовательно и обклейка марками после ремонта.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 после проведения технического обслуживания контрольно-кассовой техники на эту технику должна наклеиваться марка-пломба. Согласно эксплуатационной документации на ККТ техническое обслуживание модели ККТ должно поводиться не реже одного раза в три месяца.
5. Три вида штрих-кода: целесообразно ли? Нужны сканеры различных моделей или один, но дорогой.
Начнём с того, что на марку-пломбу наносятся не три, а два штриховых кода. На первую часть марки-пломбы наносится линейный штриховой код с первичной учётной информацией (учётный номер марки-пломбы).
На третью часть марки-пломбы наносится двухмерный штриховой код с полной контрольно-учётной информацией (код региона, наименование организации, осуществляющую техническую поддержку модели ККТ, и её ИНН).
Штриховые коды, прежде всего, нужны для автоматизированного учёта изготовления и распределения марок-пломб для опломбирования ККТ.
Для определения принадлежности марки-пломбы той или иной организации, осуществляющей техническую поддержку модели ККТ, не обязательно иметь сканер для считывания штрихового кода. На третьей части марки-пломбы под двухмерным штриховым кодом приведено наименование этой организации.
Если говорить об оборудовании для контроля подлинности марок-пломб, то для этого есть ИК- и УФ- детекторы и увеличительные стекла.
6. КМ-8. Механикам после введения МП значительно прибавиться бумажного документооборота. Не целесообразно ли КМ8 упростить?
С введением в действие Паспорта ККТ, образец которого будет утверждён Министерством промышленности и энергетики РФ, и при условии, что уже все модели ККТ, находящиеся в эксплуатации будут иметь такие Паспорта и Учётные талоны ККТ, Журнал № КМ-8, наверное, можно было бы и упростить, исключив, например, колонки 8 и 9 или совсем его упразднить.
А вообще, действующие в настоящее время Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту торговых операций, утверждённые Постановлением Госкомстата России от 25.12.98. № 132, устарели и нуждаются в переработке, так же как и «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», утверждённые Заместителем Министра финансов РФ 30 августа 1993 года № 104.
7. Хаккерские атаки на МП. Вопрос надёжности МП.
Мастер берёт марку, её не клеит, через некоторое время берёт ещё одну для ремонта - и получает неиспользованную марку. Последнюю - клеит, а "ненаклеянной" распоряжается в своих интересах, например, клеит левому клиенту.
Марки продаются в рулоне на подложке. Материал подложки - скорее всего полиэтилен. Т.е. если на кассу наклеить полиэтилен, а на него - марку, то её можно будет снимать и наклеивать без повреждения... Естественно, полиэтилен не должен торчать из под марки.
Как Вы к этому относитесь? Какие меры можно предпринять?
Для того чтобы исключить возможность недобросовестному техническому специалисту ЦТО распоряжаться марками-пломбами в своих интересах, и вводятся Паспорт и Учётный талон ККТ.
Если технический специалист получил в ЦТО марки-пломбы для проведения технического обслуживания модели ККТ, а через несколько дней - для ремонта модели ККТ, он должен первые части использованных марок-пломб вклеить в Учётный талон ККТ. Таким образом, он отчитывается перед руководством ЦТО об использовании выданных ему марок-пломб.
Если же он вклеил первую часть марки-пломбы в Учётный талон ККТ и, при этом, не наклеил вторую часть марки-пломбы на модель ККТ, а третью часть марки-пломбы не вклеил в Паспорт модели ККТ, которую он должен был обслужить, то это нонсенс.
Марки-пломбы именные, т.е. на третьей её части нанесено наименование обслуживающей организации, и появление у «левого» клиента в Паспорте ККТ третьей части марки-пломбы, принадлежащей другому ЦТО, с которым у него нет договора на техническую поддержку ККТ, является грубым нарушением законодательства, регламентирующего порядок применения ККТ.
Московская гильдия будет поставлять марки-пломбы для ЦТО в листах формата А4 на бумажном носителе (подложке). Ни о какой полиэтиленовой подложке речи не идёт. Если технический специалист ЦТО будет наклеивать на модель ККТ полиэтилен, а уже на него марку-пломбу, то это будет расцениваться как преступный сговор пользователя ККТ с техническим специалистом ЦТО с вытекающими из этого выводами.
8. Что с освидетельствованием? ПВ вроде как не будет, а освидетельствование? Или оно умрет само? Но тогда надо и СВК убрать...
Наличие на модели ККТ СВК знака «Сервисное обслуживание» определено требованиями Положения о регистрации и применения контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.
При проведении ежегодной проверки исправности контрольно-кассовых машин необходимо руководствоваться Методиками освидетельствования контрольно-кассовых машин на соответствие их эталонным версиям (протокол ГМЭК №7/72-2002). На сегодняшний день Методика освидетельствования является обязательным документом в комплекте документации на ККТ.
Ранее эталонные значения параметров приводились и в Ведомости версий модели ККТ и в Методике освидетельствования модели ККТ (либо в Методике освидетельствования присутствовала ссылка на Ведомость версий), то есть имело место дублирование. В настоящее время остаётся только Методика освидетельствования, как более универсальный документ, но параметры освидетельствования не меняются, то есть само освидетельствование (проверка на соответствие эталонному образцу модели ККТ) должно проводиться по тем же критериям, что и ранее. Освидетельствование было и остаётся, а знак «Сервисное обслуживание» устанавливается по результатам ежегодной проверки.
9. МП подразумевают ответственность ЦТО и механиков тех же ЦТО?
Как можно отвечать за такое количество прошивок в ККТ одной и той же модели, не зная какая является эталоном? (Не пора ли сделать официальный запрос производителям на предмет указания ими контрольных сумм прошивок и эталонных версий которые прошли экспертизу ФАПа и вошли в Госреестр?)
Не зная, какая прошивка является эталоном, конечно же, нельзя проводить техническое обслуживание ККТ. Странно читать, что ЦТО не ориентируется в том, как получить эталонную прошивку. Не зная, каким образом получить от поставщика эталонную прошивку, не стоит и начинать.
Никто не менял порядок проведения освидетельствования ККТ. В разделе 3 методики освидетельствования (Оборудование и документы, необходимые для проведения освидетельствования), поставщиком модели ККТ указываются эталонные файлы ПО (не просто контрольные суммы) и необходимое оборудование для сравнения эталонов с ПО, установленным в ККТ.
В разделе 7 (Проверка программной части ККТ) указывается конкретный способ проверки.
Методика освидетельствования в процессе проведения экспертизы проверяется и согласовывается с организацией, проводящую экспертизу.
Эталонными (разрешенными) могут считаться только те прошивки, сведения (эталоны) по которым были в ходе экспертизы переданы поставщиком в экспертную организацию (в Безант, ЛЭО, а теперь в НИЦПУРО).
10. Есть ли полноцветный эскиз специальной марки и описание её элементовзащиты от Атласа?
Не знаем.
Есть Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 5 сентября 2007 г. № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники», зарегистрированный в Минюсте РФ 11 октября 2007 г. № 10311. В этом Приказе приведены изображение марки-пломбы и описание её элементов защиты.
11. Какой порядок перерегистрации ККТ "К" при переходе из одной ИФНС в другую без замены ЭКЛЗ?
При переходе пользователя ККТ из одной налоговой инспекции в другую происходит снятие модели ККТ с учёта. При этом Карточка регистрации ККМ остаётся в налоговом органе, где она была зарегистрирована, и в другую налоговую инспекцию не пересылается. Поэтому, налоговые органы, как правило, требуют замену ЭКЛЗ.
Мы посоветовали бы по этому вопросу обратиться в Управление ФНС России по г. Москве.
12. Отчётность перед ФНС по МП. Проверка подлинности марки при проверках ФНС. Кто разработает? Будет ли участвовать в этом Ваша организация?
Мы бы объединили этот вопрос с 13 вопросом.
13. Как целесообразно распространять МП? Централизованно или иначе?
По нашему твёрдому убеждению марки-пломбы целесообразно распространять централизовано и ни как иначе. Представьте себе, что каждый поставщик ККТ будет распространять марки-пломбы для своих моделей ККТ, да ещё заказывать их у разных изготовителей. В каком положении окажутся налоговые органы, ответственные за проведение контрольных мероприятий по использованию ККТ?
В обеспечение Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Об утверждении Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», и Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 5 сентября 2007 г. № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники», решениями Общего собрания РАПКаТ и заседаний Совета РАПКаТ было поручено РА ЦТО ККМ разработать комплекс организационно-технических мероприятий по внедрению марок-пломб.
РА ЦТО ККМ были разработаны:
- «Система учёта и контроля распределения марок-пломб для опломбирования контрольно-кассовой техники» и программно-техническое обеспечение ее функционирования;
- «Положение о применении марок-пломб для опломбировании контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации»;
- «Инструкция по эксплуатации марки-пломбы»;
- формы Заявок на поставку марок-пломб;
- формы Журналов учёта выданных марок-пломб;
- формы Отчётов (сведений) о выданных марках-пломбах;
- типовой Договор на поставку марок-пломб.
Функции центра управления и контроля (ЦУК) заказов и распределения марок-пломб РАПКаТ поручила выполнять РА ЦТО ККМ.
На основании имеющихся от ЦТО предложений РА ЦТО ККМ сформировала региональные центры учёта и распределения (РЦУР) марок-пломб для всех субъектов Российской Федерации.
Подробно о комплексе организационно-технических мероприятий по внедрению марок-пломб можно узнать на сайтах РАПКаТ, РА ЦТО ККМ и МГ ЦТО ККМ и ВТ.
Подлинность марок-пломб целесообразно проверять в тех случаях, когда выявлены нарушения пользователем ККТ при её применении, т.е., когда установлен факт искажения или уничтожения информации, накопленной в фискальной памяти ККТ, и, при этом, не нарушена целостность марки-пломбы.
Московская гильдия по просьбе налоговых органов может принимать участие в проверке подлинности марок-пломб, так как имеет для этого все необходимые программно-технические средства.
14. Как Вы считаете: целесообразно МП устанавливать за деньги или включить их установку в ТО?
Установка марки-пломбы является неотъемлемой составляющей частью технического обслуживания ККТ, поэтому и стоимость её установки должна входить в стоимость технического обслуживания модели ККТ.
15. Есть мнение, что нужно проверять ПО, а МП проверять только в случае неэталонности ПО.
На этот вопрос мы уже частично ответили, когда отвечали на 12 вопрос.
Можно добавить, что на большинстве моделей ККТ факт «неэталонности» ПО можно установить только при обеспечении прямого доступа к элементу, содержащему ПО, то есть, после вскрытия корпуса ККТ. Естественно, перед проверкой ПО придётся проверять целостность установленной марки-пломбы, а после проверки ПО нужно будет устанавливать новую марку-пломбу.
16.Есть ли у Вас данные о создании и внедрении механизма контроля КПК? Как Вы считаете: нет ли надобности подключения к этому процессу ЦТО? Ведь они имеют всю техническую базу необходимую для этого.
(До сих пор ЦТО устанавливает в кассы нечто, которое формирует и печатает нечто, которое когда-нибудь кто-нибудь в погонах признает неправильным и начнёт нагибать всех подряд. (Нам в этом плане легче: ТО проводится ЕЖЕМЕСЯЧНО с образцами чеков, так что будет легко отследить, с какого момента КПК стал "неправильным", но все же, все же...).
ЦТО нужен инструмент контроля - такое же нечто с двумя лампочками: красной и зелёной. И цифровой клавиатурой. В стационаре, не спеша, загнал цифирьки - и получил соответствующий сигнал светофора. И начал разбираться... пока без привлечения "погон"... или с привлечением Безанта...)
На совместном совещании Президиумов РА ЦТО ККМ и РАПКаТ обсуждался вопрос о целесообразности приобретения ЦТО специальных проверочных комплексов, которые позволяют проверить корректность информации, хранящейся в фискальной памяти модели ККТ. Достаточно ввести исходные данные в такой комплекс и сравнить сгенерированный контрольный проверочный код (КПК) с КПК, распечатанным на нулевом чеке, при проведении техническим специалистом ЦТО очередного технического обслуживания модели ККТ.
Представление техническим специалистом в ЦТО нулевого чека позволит определить, было вмешательство в работу фискальной памяти или нет и, если было, то кто в этом виноват. Скрыть факт нарушения при такой проверке невозможно.
В настоящее время существует три варианта комплекса проверки соответствия значения КПК данным кассового документа.
1. Мобильный вариант исполнения.
Возможности данного комплекта позволяют осуществить:
- формирование электронного запроса на проверку соответствия значения криптографического проверочного кода (КПК) данным отдельного кассового чека или сменного отчёта, непосредственно с места проведения проверки;
- приём и отправка сформированного запроса на Сервер проверки запросов;
- просмотр и печать результатов проверки данных кассовых документов.
Комплект поставки мобильного варианта комплекса включает:
- программное обеспечение оперативной проверки корректности фискальных данных для мобильного телефона (ПО Проверка КПК);
- установку на мобильный телефон программного обеспечения;
- привязку мобильного телефона к системе оперативной проверки корректности фискальных данных;
- инструкция пользователя на CD.
2. Вариант исполнения для карманного ПК.
Возможности данного комплекта позволяют осуществить:
- формирование электронного запроса на проверку соответствия значения криптографического проверочного кода (КПК) данным отдельного кассового чека или сменного отчёта, непосредственно с места проведения проверки;
- приём и отправка сформированного запроса на Сервер проверки запросов;
- просмотр и печать результатов проверки данных кассовых документов.
Комплект поставки включает:
- компакт-диск с ПО и Руководством по установке;
- лицензию на использование СКЗИ (на бумажном носителе);
- привязку коммуникатора к системе оперативной проверки соответствия значения КПК данным кассового документа.
3. Вариант на базе персонального компьютера.
Возможности комплекта:
- формирование электронного запроса на проверку соответствия значения криптографического проверочного кода (КПК) данным отдельного кассового чека или сменного отчёта;
- отправка сформированного запроса на проверку;
- получение ответа на отправленный запрос с результатом проверки;
- сохранение отправленных запросов и результатов их проверки в базе данных;
- просмотр и печать информации, сохранённой в базе данных.
Комплект поставки включает:
- компакт-диск с ПО и Руководством пользователя;
- лицензию на использование СКЗИ (на бумажном носителе);
- устройство считывания смарт-карт (ридер);
- смарт-карту;
- инструкцию по установке (на бумажном носителе).
17. Вопрос ответственности. Есть ли уже наработки документов?
Если имеется ввиду ответственность за правильность применения марок-пломб со стороны технических сотрудников ЦТО и пользователей ККТ, то эта ответственность определена в разделе 5 «Контроль за применением марок-пломб» Положения о применении марок-пломб для опломбировании контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации.
Публикация на сайтах РАПКаТ, РА ЦТО ККМ и МГ ЦТО ККМ и ВТ.