Есть ли панацея от воровства сотрудников персонала?
Несмотря на то, что за последние годы технологии шагнули далеко вперед, было бы ошибкой дать однозначно положительный ответ на этот вопрос. Человеческий фактор нельзя сбрасывать со счетов: среди сотрудников могут попадаться как ответственные и честные, добросовестно выполняющие свою работу, так и те, кто не гнушается возможностью подзаработать за счет обмана (как посетителей, так и самих рестораторов). И все же современные возможности систем автоматизации могут создать серьезные помехи для мошенничества в рамках отдельно взятого заведения.
Поговорим о них подробнее.
Несомненно, проблема воровства среди своих же сотрудников остается очень острой для многих, даже самых успешных и «раскрученных» ресторанов. А что говорить о новых, только открывающихся заведениях, которых с каждым годом становится все больше? Естественно, в условиях жесткой конкуренции любой дополнительный «балласт» в виде внутренних проблем организации станет ощутимой помехой к развитию. Поэтому важно вовремя понять, что эта опасность имеет место и знать, как свести возможные потери к минимуму.
Действительно, возможности автоматизации позволяют значительно снизить количество махинаций в ресторане. Поэтому ресторатор, осведомленный об этом важном инструменте повышения эффективности заведения, несомненно, останется в выигрыше.
Как система противостоит воровству?
Система автоматизации – инструмент, в который заложены различные элементы управления. С их помощью руководство получает информацию, необходимую для принятия дальнейших решений.
И здесь полезно обратиться к опыту специалистов, автоматизировавших десятки и сотни ресторанов на базе программных продуктов «Трактиръ», разработанных ГК «СофтБаланс».
Линейка программных решений «Трактиръ» знакома многим специалистам ресторанного бизнеса, владельцам, управляющим, администраторам и официантам. Система решает задачи автоматизации процесса обслуживания гостей, управления оперативной деятельностью ресторана, а также комплекс задач управленческого и бухгалтерского учета. Исходя из задач конкретного заведения, подбирается подходящее решение, которое без лишних затрат полностью обеспечит ресторан современной системой автоматизации.
Это действительно работает?
Практика показала, что самым действенным способом борьбы с мошенничеством персонала ресторана является ограничение самостоятельности сотрудников на этапе обслуживания. Это касается четкого разграничения прав, не оставляя на их усмотрение, к примеру, принятие решения о предоставлении (или непредоставлении) скидки, налива алкоголя «вручную», выдачу бонусов и подарков. Каждое из перечисленных действий дает «простор» мошенникам, которые могут налить меньше алкоголя в коктейль, присвоить себе подарок по акции и т.д.
Так, полный учет наливаемого алкоголя упрощает процесс обслуживания и позволяет не вводить сотрудников в искушение совершить очередной «недолив». О подобных системах мы писали в предыдущих статьях. Это действительно работает!
Один из вариантов – использование системы контроля розлива/налива алкоголя. Например, система Berg. Система при установке калибруется специалистами, поэтому впоследствии изменить объем наливаемого напитка бармен не сможет. Одновременное использование системы контроля розлива/налива Berg и программных продуктов «Трактиръ», «Frontol. Кафе» позволяют контролировать дозировку, бороться с разбавлением содержимого бутылок и предотвращать подмену. Кроме того, администрация получает полные отчеты о проданных напитках.
Как отмечалось выше, было бы крайне неосмотрительным считать наличие системы автоматизации в ресторане гарантией от обмана среди персонала. Многие сегодняшние сотрудники отлично разбираются в технической части и легко могут адаптироваться к системе, установленной в заведении. А адаптировавшись и изучив ее, изобрести разнообразные схемы злоупотребления, довольно специфичные и не всегда очевидные, если не знать особенности каждой конкретной системы.
Рассказывает Александр Закордонец, бренд-менеджер ГК «СофтБаланс»: «Например, многим известна так называемая «карусель», когда одно блюдо кочует из одного заказа в другой. Или отмена предварительного чека с последующим вводом ручной скидки… В обоих случаях придет на помощь возможность фиксирования абсолютно всех действий персонала, в том числе и в системе видеонаблюдения».
Так, в программном продукте «Трактиръ: Front-Office» был разработан специальный механизм, позволяющий отслеживать все подобные подозрительные последовательности действий со стороны персонала.Центр безопасности является накопительной базой всех махинаций: он позволяет анализировать действия, выполняемые на рабочих местах системы, а главное, выявлять потенциально опасные их последовательности.
Например, цепочка действий «Отмена предварительного счета» + «Ввод ручной скидки» + «Заказ оплачен» почти наверняка означает злоупотребление во время расчета гостя, когда в заказ вносятся изменения, уменьшающие его общую сумму. С помощью Центра безопасности можно отыскать подобные цепочки и лишить злоумышленников разницы между реальной оплатой и измененной суммой заказа.
Причем система учитывает возможность осуществления подобной махинации с разных рабочих мест и разными пользователями, и даже «разнесенными» по времени. Достаточно правильно настроить шаблоны действий в Центре безопасности (сделать это помогут специалисты, выполняющие автоматизацию ресторана), и можно будет даже выявить различные варианты сговоров сотрудников.
Понятно, что распутать этот клубок махинаций «вручную», по журналу регистраций, было бы весьма сложно.
Реальные результаты
«Благодаря внедрению описанных механизмов затраты на автоматизацию у одного из клиентов были полностью компенсированы в течение трех месяцев», - рассказывает Александр.
Действительно, этот механизм оправдывает себя и реально работает! Рестораторам, проанализировавшим подобные результаты анализа, приходится заново пересматривать возможность доверия своим сотрудникам. В отдельных случаях смена персонала носит массовый характер… Но итогом является преображение ресторана в действительно эффективное и прибыльное заведение. А значит, важная «головная боль» многих владельцев ресторанного бизнеса может быть решена довольно просто!
Вместо резюме
Автоматизация заведения значительно упрощает жизнь ресторатору, который перестает быть «привязанным» к залу и кухне. Его личное присутствие может быть сведено к минимуму, а всю необходимую информацию о ситуации в своем ресторане он может получать через свой компьютер. А значит, у него остается больше времени для серьезных задач и стратегического управления бизнесом.
Как видите, бороться с воровством персонала в ресторане не только можно, но и нужно. И пусть стопроцентной гарантии ни одна система автоматизации дать не может, но сократить потери не только вполовину, но и на 90% - вполне реально!
И в завершение еще один полезный совет: поводы для злоупотреблений персонала нужно сводить к минимуму.
источник: http://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/1211/