Расходы бизнеса на перевод кассовых данных в онлайн-режим могут существенно увеличиться. Как выяснил РБК, это следует из доклада налоговой службы о результатах соответствующего эксперимента
«Я не верил вначале [в успех эксперимента], думал, технологии сбойнут или еще что-то», — признавался глава департамента экономической политики Москвы Максим Решетников в интервью РБК в середине марта. Но «коллеги на федеральном уровне» не подвели, радовался он, — новые технологии работают.
Передавать данные касс в налоговые органы в режиме онлайн предложил Минфин. Ведомство хотело перевести весь бизнес на новую систему к лету 2016 года. Но Минэкономразвития настояло на эксперименте.
С 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года его провела Федеральная налоговая служба (ФНС). Добровольцы из четырех регионов (кроме Москвы это еще Московская и Калужская области и Татарстан) перешли на онлайн-обмен кассовыми данными с налоговиками. В ходе эксперимента бизнес должен был удостовериться, что такой подход ему экономически выгоден. А налоговики — проверить, насколько он технически возможен.
Система оказалась рабочей, следует из доклада ФНС по итогам эксперимента (есть у РБК). Но тиражировать подход пока рано. Эксперимент выявил недостаточную защиту данных. Да и затраты на внедрение новых технологий могут оказаться выше, чем анонсировали налоговики.
ФСБ против
Переход на онлайн-обмен кассовыми данными позволит предпринимателям экономить на каждом кассовом аппарате до 13 тыс. руб. в год, говорилось в пресс-релизе ФНС, посвященном промежуточным итогам эксперимента в октябре 2014 года. А экономия в масштабах всей страны может составить 32 млрд руб.
Сейчас, по оценкам ФНС, бизнес ежегодно тратит на одну кассу в среднем 17 тыс. 800 руб. Переход на онлайн снизил бы расходы, так как бизнесу не пришлось бы ежегодно покупать электронную защитную ленту (ЭКЛЗ) и платить за обязательное техобслуживание кассовых аппаратов. Их вообще можно было заменить на планшеты и мобильные телефоны со специальным ПО.
Но в итоговом докладе налоговики более осторожны в оценках. Новый подход «возможно обеспечит сокращение затрат». На доработку кассового аппарата уйдет 6000 руб., говорится в докладе. Еще от 1819 до 5296 руб. ежегодно будут стоить услуги дата-центров (они будут аккумулировать данные с кассовых аппаратов и передавать налоговикам). Заплатить придется и за защиту информации и доступ каждой кассы к Интернету.
«Затраты на связь — это копейки», — заверяет федеральный чиновник, входящий в межведомственную рабочую группу по эксперименту. По его словам, самый острый вопрос — это модель защиты информации. Ее должна была согласовать ФСБ, говорит собеседник РБК, от требований эфэсбэшников будут зависеть и затраты на информационную безопасность: «Нужно ли будет отдельно покупать [ПО], обслуживать, менять, как часто менять».
ФНС предлагала не сильно шифровать передачу данных, рассказывает другой федеральный чиновник, а ФСБ настаивает на максимальной защите.
Именно ФСБ курирует разработку и применение ЭКЛЗ. Основным производителем защищенной ленты является ООО «Безант». В 2008–2010 годах «Безант» занимал более 97% рынка ЭЛКЗ, следует из анализа, проведенного Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Компания сохраняет доминирующее положение на рынке ЭКЛЗ, сообщила РБК начальник управления ФАС Нелли Галимханова.
Складывается впечатление, что совсем отказаться от ЭКЛЗ не получится, отмечает руководитель одного из бизнес-объединений. Видимо срок их использования будет увеличен на несколько лет: «Нужен дополнительный страховочный элемент на случай сбоя в связи». Запасной вариант должен быть, согласен производитель кассовой техники: проблемы со связью неизбежны.
Дело не только в связи, отмечает исполнительный директор «Опоры России» и член межведомственной рабочей группы по эксперименту Андрей Шубин: промежуточные звенья в виде дата-центров увеличивают риск изменения данных или их передачи конкурентам.
О необходимости обеспечить конфиденциальность передаваемой информации пишет и президент РСПП Александр Шохин в отзыве на проект доклада ФНС (есть у РБК). «Значит, защита будет стоить дороже», — резюмирует федеральный чиновник. Но этим рост расходов бизнеса не ограничится.
Эксперимент ФНС в цифрах
1147 компаний из четырех регионов приняли участие в эксперименте, в том числе «Азбука вкуса», «Дикси», «М.Видео», «Снежная Королева», «Спортмастер», «МегаФон-ритейл», «Метро Кэш энд Керри» и магазины сетей Х5 Retail Group
|
6 месяцев составила продолжительность эксперимента
|
3239 единиц контрольно-кассовой техники было подключено к системе электронной передачи данных
|
Данные о 18,37 млн чеков получили в итоге налоговые органы
|
Свыше 13,97 млрд руб. составил оборот средств, прошедших через участвовавшую в эксперименте контрольно-кассовую технику
|
17,8 тыс. руб. в год составляют в среднем затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники
|
2,5 млн единиц контрольно-кассовой техники зарегистрировано на данный момент в России
|
Источник: отчет ФНС о результатах эксперимента
Простота важнее
Вслед за падением рубля подорожают ПО и услуги дата-центров, предупреждает федеральный чиновник: затраты оценивались еще в прошлом году, а почти все оборудование импортное.
Валютная составляющая в цене оборудования — 40%, рассказывает производитель кассовых аппаратов: «Курс увеличился в два раза [в прошлом году], поэтому рублевая цена увеличилась на 40%». Затраты перейдут из составляющей в виде ЭКЛЗ и кассовых аппаратов в расходы на организацию связи, сборов дата-центра и дополнительных услуг, рассуждает он, «то на то и выйдет».
«Изначальные оценки затрат оказались сверхоптимистичными», — констатирует сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, большой экономии не будет. Следует говорить не столько об экономическом эффекте, сколько об административном упрощении процесса передачи данных в налоговые органы, считает представитель «Дикси» Екатерина Куманина. В эксперименте приняли участие около 350 кассовых терминалов сети в Москве и Московской области.
Несмотря на неочевидный экономический эффект, предприниматели в целом довольны результатами эксперимента, говорит Данилов-Данильян, — система рабочая. Потенциально проект компании интересен, подтверждает представитель Х5 Retail Group. Технология сокращает количество контрольных проверок и упрощает взаимодействие государства и бизнеса, одобряет Шохин. Основной плюс в том, что не надо будет ежегодно перерегистрировать кассовые аппараты в налоговой и покупать ЭКЛЗ, говорит Шубин.
«Те, кто гнались за удешевлением процесса, могут отпасть», — признает основатель и член совета директоров компании Life-pay (производитель мобильных решений для онлайн-касс) Вячеслав Семенчук. Но подход будет по-прежнему интересен инновационному бизнесу, считает он: «Смартфон дает гораздо больший функционал, чем громоздкие кассовые аппараты. С его помощью можно в режиме реального времени отслеживать товарные остатки, знать своего клиента и реально быть более эффективным даже мелкому бизнесу».
Кто сэкономил на эксперименте
Отдельным участникам удалось снизить расходы на кассовые аппараты. У «М.Видео» они уменьшились на 7000 руб. на кассу, сообщил представитель ритейлера. У клиентов Сбербанка, которые использовали его «бизнес-планшет» (453 представителя малого бизнеса и ИП), они и вовсе составили 3000 руб.
Больше всего от нововведений выиграют производители ПО и операторы дата-центров, считает производитель кассовых аппаратов, а «остальным придется подстраиваться». Но главным бенефициаром нового режима может стать бюджет.
Решение за властями
В ходе более 50% проверок кассовых аппаратов налоговые органы «в течение последних лет стабильно» выявляют нарушения, говорится в докладе ФНС. Причем каждый второй случай — «рецидив». В этом нет ничего удивительного, считает один из участников рабочей группы по эксперименту: схему, как «скрутить» показания ЭКЛЗ, можно найти даже в интернете.
Онлайн-контроль за выручкой минимизирует риски, утверждают в ФНС. Именно нежелание раскрыть реальную выручку стало одной из причин отказа бизнеса от участия в эксперименте, говорится в докладе. Отказом ответили 1196 компаний (28% от тех, кому предложили поучаствовать), еще 1652 не ответили на запрос (39% соответственно).
Проанализировав показатели 50 отдельных компаний, ФНС пришла к выводу, что их доходы растут «без учета общего роста выручки по сравнению с прошлым годом». Стимулом к легализации стало понимание бизнеса, что налоговый орган видит транзакции в онлайн-режиме, следует из доклада ФНС.
Регионы тоже очень довольны результатами и просят продлить эксперимент, рассказывает федеральный чиновник. В региональные бюджеты в виде налогов поступает 18% прибыли компаний (еще 2% — в федеральный).
Дальнейшую судьбу эксперимента будет решать правительство. Отчет ФНС поступил в аппарат правительства и изучается, говорит представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова. Опыт в целом положительный, отмечает он, но в ходе эксперимента были выявлены определенные технические нюансы, связанные с информационной безопасностью: «Они требуют дополнительной проработки». Для этого ФНС предлагает продлить эксперимент, следует из доклада службы.
«Мы поддерживаем продление эксперимента в случае, если это поможет улучшить работу системы в будущем», — осторожна представитель Минэкономразвития. Распространение практики на всю страну должно быть очень аккуратным и последовательным, призывает она, — в отдельных регионах существуют технические сложности, препятствующие скорому переходу на новую систему. В течение переходного периода должны существовать обе системы (и старая и новая), считает представитель Минэкономразвития: «А решение о том, какую выбрать, должно быть за предпринимателем». Минфин пока анализирует результаты эксперимента, лаконичен представитель ведомства. В ФСБ не ответили на запрос РБК. Окончательная оценка будет дана в ближайшее время, заверяет представитель Шувалова.
Не стоит сразу запускать новую систему на всю страну, призывает Данилов-Данильян: нужно начать с регионов с широким доступом к интернету. По мнению Шохина, переход должен быть поэтапным, но требования — обязательными для всех налогоплательщиков. Иначе возникнут условия для неравной конкуренции. В перспективе переход на онлайн-обмен данными неизбежен, заключает представитель «Азбуки вкуса».
статья взята с top.rbc.ru