Минпромторг планирует исключение технической возможности продажи просроченных товаров на кассах после 1 августа 2023 года.
Минпромторг планирует исключение технической возможности продажи на кассах товаров, с истёкшим сроком годности после 1 августа 2023 года. По этому поводу, с 1 декабря 2022 года будет проведен эксперимент, в рамках которого производители контрольно-кассовой техники и программного обеспечения реализуют такие функции в своих продуктах, а представители ритейла проверят новый функционал в своей работе.
Каких групп товаров должны коснуться нововведения?
Планируется ввести запрет на продажу товаров с истекшими сроками годности: маркированной молочной продукции, пива и воды. Однако и это еще не всё. Одновременно со сроками годности указанных товаров кассы автоматически будут контролировать легальность ввода в оборот табачной продукции, в случае сканирования на кассе кода маркировки с незаконным статусом или из «стоп-листа» такая продажа также будет заблокирована.
Это серьезные изменения не только в работе ритейла, но и его отношениях с поставщиками, поэтому к данным переменам необходимо подготовиться, для начала хотя бы информационно.
Как работает проверка срока годности молока, воды и пива
В настоящее время под автоматический контроль сроков годности попадают только группы товаров имеющие код маркировки Честного ЗНАКА. Сам по себе он не содержит срок годности, эта информация «привязана» к нему в базе данных ГИС МТ. Производитель товара сообщает ГИС МТ о вводе товара с кодом маркировки в оборот, при этом указывает дату окончания его срока годности. При продаже такого товара кассир сканирует на кассе код маркировки, касса через интернет запрашивает ГИС МТ о дате окончания срока годности и может что-то сделать с этой информацией. Уже сейчас, многие "умные" кассы умеют предупреждать кассира о просрочке. Минпромторг предлагает по итогам эксперимента обязать кассу блокировать продажу товара, если его срок годности истек.
Что делать в том случае, если в магазине медленный интернет или его нет совсем? Как касса запросит ГИС МТ о сроке годности при продаже? Технически многие кассовые решения верхнего уровня уже сейчас заранее накапливают всю информацию о маркированном товаре в своей базе, в этом случае касса будет запрашивать не сервера ГИС МТ, а сервера магазина. Но в небольшой рознице такие решения применяют редко, они достаточно дорогие и требуют дополнительного оборудования. Мелкая розница по-прежнему останется зависимой от наличия постоянного интернет-соединения так же, как это сейчас требуется для продажи алкогольной продукции через систему ЕГАИС.
Что изменится для магазинов?
С одной стороны, продажа просроченного товара запрещена и сейчас. Даже его наличие в торговом зале уже является основанием для штрафа от Роспотребнадзора. Но сегодня контроль за просрочкой возложен на сотрудников магазина, а это значит, что появляется «человеческий фактор». И если крупная сетевая розница имеет ресурсы для контроля просрочки, то в «магазине у дома» следить за сроком годности покупателю лучше самостоятельно. Да и махинации со стиранием срока годности и его «продлением» тоже, к сожалению, все еще встречаются. Предложенная система контроля должна исключить все такие ошибки и злоупотребления.
Любая система не защищена от ошибок, поэтому останется вероятность «ложного срабатывания» блокировки или ошибки при вводе данных, например, производителем. В итоге покупатель окажется на кассе с корзиной товара, один товар из которой будет запрещен к продаже. Что делать продавцу и покупателю? Срочно бежать в зал за новым товаром? Как на это отреагируют другие покупатели в очереди на эту кассу? Неприятная ситуация. Понятно, что ее нужно избегать, а значит и контроль сроков годности в зале придется даже усилить.
Еще один момент - кассу нужно будет обновить, чтобы она научилась контролировать сроки годности и блокировать продажу просрочки. Даже если Минпромторг обяжет производителей касс делать такую доработку обязательной, они, как коммерческие организации, будут вынуждены компенсировать свои затраты на разработку нового функционала если не напрямую, то косвенно. Например, за счет платного обновления или включения такого функционала в более дорогие лицензии на программное обеспечение. А это также будет дополнительными затратами для ритейла.
Однозначно можно сказать, что от нового контроля выиграют ваши покупатели. А чтобы новый вид контроля не стал неожиданностью для вас начните уже сейчас готовиться к его введению – еще раз обсудите с поставщиками работу с просрочкой, подумайте о дополнительном входящем контроле молочной продукции по срокам годности. Ну и оставайтесь на связи! Мы обязательно продолжим следить за всеми изменениями, которые касаются розничной торговли.
Предлагаем ознакомиться с другими интересными статьями:
Источник: сайт СофтБаланс