В 2022 году изменился порядок получения электронных подписей. Это только первый этап реформы, которая продолжится и в 2023 году вводом машиночитаемых доверенностей (МЧД), которые свяжут подпись юридического лица и сотрудника, выполняющего действия от имени организации. В наши дни многие операции без электронной подписи выполнить уже невозможно, поэтому в нашей статье мы расскажем, как вам максимально удобно получить электронную подпись, приведем примеры самых распространенных вариантов и случаев, в которых мы сможем вам помочь.
Электронная подпись для ИП
Изменения по работе с электронными подписями в большей степени затронули организации и совсем не коснулись физических лиц. Поэтому индивидуальные предприниматели оказались в более выгодном положении – для ФНС по большинству операций нет отличий по идентификации с помощью подписи ИП как предпринимателя или как физического лица. Для большинства сервисов (ФНС, торговые площадки, отчетность) ИП по прежнему смогут использовать свою подпись физического лица, а это означает, что получить ее они могут по старым правилам в большом числе аккредитованных центров (в том числе и у нас), а записать смогут не только на специальный закрытый носитель, но и, например, на обычную USB-флешку. Работа с такой подписью гораздо удобнее!
Что потребуется для получения ЭЦП:
паспорт, номер СНИЛС, номер ИНН, прописка на территории РФ, визит в офис для сверки документов и вашей личности. Будьте готовы к тому, что вас сфотографируют с заявлением и паспортом.
Для ИП есть и второй вариант получения ЭЦП –
как на индивидуального предпринимателя. В этом случае в подпись записывается номер ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя). Такую подпись может выдать только ФНС или его доверенные организации, а записывается она на сертифицированный USB-токен в неизвлекаемом виде (ее нельзя скопировать на другой носитель или на ваш компьютер). Такая подпись понадобится, например, в том случае если вы работает с ЕГАИС.
Что потребуется для получения ЭЦП в ФНС:
паспорт, СНИЛС, ИНН, сертифицированный носитель (USB-токен) для записи на него ключей ЭП, личный визит в ФНС.
ЭЦП для юридического лица
Как и раньше сейчас есть два способа получения ЭЦП юридического лица – на сотрудника компании и на руководителя. Основные изменения в этой сфере – сильно сокращен список сфер применения ЭЦП на сотрудника компании, а ЭЦП руководителя можно получить только в ФНС или у доверенного лица.
ЭЦП на сотрудника юридического лица выдают аккредитованные удостоверяющие центры. Для получения подписи к стандартному пакету документов еще потребуется доверенность от вашей организации на получение электронной подписи. После вступления в силу нормативных актов о МЧД применение ЭЦП на сотрудника будет возможно только совместно с такой доверенностью. По нашей информации до конца 2023 года будет действовать текущий режим применения ЭЦП на сотрудника, без обязательной регистрации МЧД.
Что потребуется для получения ЭЦП на сотрудника организации:
паспорт, номер СНИЛС, номер ИНН, прописка на территории РФ, доверенность на представление интересов ЮЛ в удостоверяющем центре, визит в офис для сверки документов и вашей личности. Будьте готовы к тому, что вас сфотографируют с заявлением и паспортом.
С 1 января 2022 года руководители организаций могут получить ЭЦП только в удостоверяющих центрах ФНС и ее доверенных лицах. Как и в случае с ЭЦП на ИП мы можем сильно упростить этот процесс, оформив все формальные процедуры в нашем офисе, а затем получить ключ в ДЛ ФНС.
Удаленное получение ЭЦП
Личное присутствие заявителя в офисе удостоверяющего центра не всегда удобно, а в некоторых случаях и технически невозможно, например в случае вашего пребывания заграницей. В этом случае есть две возможности получить или продлить электронную подпись – авторизация по уже выданной ранее подписи и с использованием загранпаспорта нового образца (с микрочипом). Самый простой вариант – авторизация с помощью действующей подписи. Чаще всего его применяют для получения новой подписи в связи с окончанием действующей. В этой ситуации мы рекомендуем не оставлять все на последние дни действия текущий ЭЦП, потому что в некоторых случаях физическое время ее окончания может не совпадать с календарным. Получите новую подпись заранее, хотя бы за неделю до окончания действия старой. Также учитывайте, что для получения подписи на сотрудника потребуется действующая подпись на руководителя организации. В случае с ИП будет достаточно действующей подписи физического лица.
Авторизация и проверка личности по биометрическому загранпаспорту происходит с помощью специального приложения, которое устанавливается на мобильный телефон с поддержкой NFC. Генерация ключа происходит удаленно, а его запись осуществляется на любой носитель, совместимый с КриптоПро CSP (стандартная флешка, USB-токен или диск вашего компьютера).
Список государственных сервисов, работы которых возможна только с использованием электронной цифровой подписи, постоянно растет.
Предлагаем ознакомиться с другими интересными статьями:
Источник: блог компании СофтБаланс