Узнаем какая молочная продукция попадает под маркировку, этапы внедрения и есть ли различия между продажей молочной продукции в упакованном виде своим розничным клиентам и теми, кто использует молочную продукцию в производстве или для собственных нужд (кафе, рестораны, кондитерские цеха, предприятия пищевой промышленности...) в части маркировки.
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099 “Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции”.
В этом документе указаны виды молочной продукции, подлежащие обязательной маркировке, с указанием сроков перехода к полной прослеживаемости в системе Честный знак.
Данная публикация посвящена тому, как участникам рынка подготовиться к работе с маркированными товарами и в чём основная разница маркировки молочной продукции от других товаров подлежащих маркировке.
Разберем, какие виды молочной продукции попадают под маркировку. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации согласно распоряжению правительства № 792-р.:
дата |
Вид продукции |
ТН ВЭД |
ОКПД-2 |
01.06.2021 |
• сыры;
• мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао; |
0406
2105 00 |
10.51.40.100
10.51.40.210
10.52.10 |
01.09.2021 |
Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток:
• молоко, кроме сырого, и сливки;
• молоко сухое, сублимированное обезжиренное не более 1,5% жирности;
• молоко и сливки сухие, сублимированные, в том числе цельные;
• масло сливочное, пасты масляные, масло топленое, жир молочный, спреды и смеси топленые сливочно-растительные;
• творог;
• молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие;
• продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога);
• продукция молочная, не включенная в другие группировки;
• молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературно-обработанное), в том числе обогащенное;
• продукция молочная для детей дошкольного и школьного возраста;
• продукция молочная для детского питания прочая. |
0401
0402
0403
0404
0405
0406
2202 99 910 0
2202 99 950 0
2202 99 990 0 |
10.51.11
10.51.12
10.51.21
10.51.22
10.51.30
10.51.40.300
10.51.51
10.51.52
10.51.55
10.51.56
10.86.10.110
10.86.10.140
10.86.10.190 |
В списке товаров молочного происхождения, подлежащего обязательной маркировке есть свои исключения. Из маркировки исключили:
• молочная продукция, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;
• детское питание для детей до 3 лет;
• специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание;
• молочная продукция, упакованная непромышленным способом в организациях розничной торговли.
Этапы маркировки молочной продукции:
С 01.06.21 года
Под маркировку попадают сыры (ТН ВЭД 0406) и мороженное (ТН ВЭД 2105 00). Начиная с этой даты производители и импортеры обязаны выпускать и импортировать указанную продукцию только с кодами маркировки.
С 01.09.2021 года
С первого сентября вся оставшаяся молочная продукция со сроком годности более 40 суток должна выпускаться только маркированной.
С 01.12.2021 года
С этой даты продукция, срок годности которой менее 40 суток, должна в обязательном порядке маркироваться производителями.
По сути практически весь 2021 год, вплодь до 1 декабря 2021 года, от производителей и импортеров требуется промаркировать продукцию и передать в ГИС МТ информации о нанесенных на неё кодах идентификации (ввод продукции в оборот). Передача информации далее по товаропроводящей цепи, на данном этапе, не требуется.
Начиная с 1 декабря 2021 года точки розничных продаж в обязательном порядке должны регистрировать на кассе продажу маркированной молочной продукции. Таким образом начнет постепенно выбывать из оборота та продукция, которую ввели в оборот ее производители. На этом этапе требуется только регистрация розничной продажи, все остальные варианты выбытия товара (списание, использование в производстве, возвраты) пока не нужно фиксировать в системе маркировки.
С 1 сентября 2022 года к работе с маркировкой присоединяется оптовое звено. В обязанности которого будет входить создавать УПД в электронной форме и передавать в них данные для системы маркировки. Этот период можно разделить на 2 этапа:
– на первом прослеживаемость будет реализована объемно-сортовым методом. В систему маркировки потребуется передавать только коды товаров (GTIN) и их количество.
- на втором этапе, с 1 сентября 2023 года, наступит полная прослеживаемость в производственном, оптовом и розничном звене, которая будет фиксировать каждый код идентификации при каждой операции. Исключение: молочная продукция со сроком годности менее 40 суток. По ней так и оставят объемно-сортовой учет, без его детализации до каждого кода идентификации каждого экземпляра товара.
ВАЖНО:
Для розничных точек продаж, которые продают молочную продукцию в упакованном виде своим розничным клиентам, сканировать коды на кассе будет нужно уже с 1 декабря 2021 года.
Для кафе, ресторанов, кондитерских цехов, предприятий пищевой промышленности, кто использует молочную продукцию в производстве или для собственных нужд отчитываться о закупе такой продукции и ее списании в производство будет нужно с 1 сентября 2022 года.
Рассмотрим пример.
Пример – кофейня продает молоко в упаковках и отдельно вскрывает упаковку молока объёмом 1,5л для приготовления капучино.
В этом случае по молоку продаваемому в целых упаковках, нужно сканировать коды на кассе с 1 декабря 2021 года, а молоко для приготовления капучино получать по ЭДО и списывать для целей производства с указанием кода идентификации с пачки только с 01.09.22 года.
Продуктовый магазин или супермаркет обязан принимать маркированную продукцию по ЭДО от поставщиков с 01.09.22, а сканировать коды при продаже розничным клиентам на кассе с 1 декабря 2021 года.
Работа с немаркированными остатками молочной продукции
Главное отличие маркировки молочной продукции от маркировки товаров, которые стали отслеживаться в системе Честный Знак ранее, это то, что маркировки остатков молочной продукции не будет.Если товар был произведен без маркировки до наступления даты обязательной маркировки по этой товарной категории, то его можно продавать, хранить, перемещать и т.д. до окончания срока годности. Для оптового и розничного это можно рассматривать как некое послабление, ведь в противном случае им пришлось бы маркировать нераспроданную молочную продукцию как свои остатки собственными силами и за свой счет.
Как рознице и общепиту подготовиться к работе с маркированным молоком
Большинство торговых предприятий уже знают что такое маркировка. Они столкнулись с продажей крепкого алкоголя и сигарет. Для них маркировка молочной продукции ничего нового не принесет за исключением того, что добавится еще одна категория товара. У таких предпринимателей уже есть соответствующее оборудование, обновлены программы, они уже работают в ЭДО. Если предприниматель ранее не сталкивался с маркировкой продукции, тогда все это нужно успеть сделать уже в этом году.
Что делать кафе, ресторанам и общепиту в целом
Тут нужно понимать, если предприятие общественного питания продает своим клиентам молочную продукцию в упакованном виде, то её придется продавать через кассу, аналогично алкоголю, сканирую код идентификации с каждой упаковки. Если же в продаже нет упакованной продукции, а молочная продукция используется исключительно как ингредиент то про работу с маркировкой можно забыть до лета 2022 года. До этого времени можно успеть подключиться к ЭДО и настроить систему в целом.
Молочная продукция, это довольно весомая часть товаров, которые есть в любом продуктовом магазине. В недалеком будущем к ней добавится бутилированная вода. К 2024 году большая часть продукция, реализуемая через розницу, будет маркироваться. Именно поэтому, не стоит откладывать в "долгий ящик" подключение к ЭДО, обновление или установку программ, возможную замену оборудования. Мы уже вступили в эру глобального прослеживания товаров на всем их пути следования: от производства/импорта до продажи конечному клиенту и это необратимый процесс. Как показала практика внедрения маркировки, предприятия, которые заранее начинают подготовку к маркировке, существенно сэкономят и деньги и нервы. Следите за публикациями и новостями на нашем сайте!
Если у Вас остались вопросы, вы можете задать их нашему эксперту по маркировке.
Предлагаем ознакомиться с другими интересными статьями:
Молочная продукция, подлежащая маркировке
Хотите узнать как рознице выживать в кризис? Тогда эта статья для вас!
Автоматизация небольшого магазина у дома: как снизить уровень затрат?