Заказать звонок Написать письмо

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Работаем по всей России

Мгновенная оплата картой

КаталогАкцииНовостиМаркировкаУслугиАвтоматизацияПартнёрыО компанииКонтакты
Прайс-листы АТОЛ и Эвотор (скачать)
Акции, распродажи
Маркировка товаров
Автоматизация торговли
Онлайн-кассы
Комплекты: торговое оборудование и ПО
Сканеры штрих-кода
Услуги
Эквайринг
Принтеры этикеток
POS-оборудование
Терминалы сбора данных
Программное обеспечение
Весы
Счетчики и детекторы
Аксессуары
Расходные материалы
Онлайн-касса 90Ф

Большие проблемы малого формата

Ранее бытовало мнение, что автоматизация - это дорогостоящая операция, которую не в состоянии произвести небольшие магазины. Но сегодня оно сменилось пониманием того, что средства, вложенные в развитие торгового предприятия, соизмеримы с его постоянными потерями в результате воровства, пересортицы, порчи товара, ряда других проблем учёта и управления персоналом. Поэтому грамотные владельцы малого бизнеса предпочитают избегать дальнейших потерь прибыли, вводя в работу программно-аппаратный комплекс.

- Также правильным посылом является желание владельца выве­сти бизнес на новый уровень, - гово­рит Владислав Гришенко, ру­ководитель группы внедрений компании «Ориент». - Это может быть связано с новыми партнёрами, необходимостью принятия оператив­ных решений, стремлением к про­зрачности бизнеса или желанием его реорганизовать. Стремление решить частную, самую острую задачу видно сразу, но когда начинается работа с компанией, выясняется, что необ­ходимо сначала определить, в чём корень проблемы, и что придётся ло­мать старые бизнес-процессы.

Специфика малых форм

Автоматизация торгового пред­приятия - будь то магазин продуктов или стройматериалов - в целом вы­полняется по схожим алгоритмам, хотя и с учётом специфики товара. Однако в некоторых областях торгов­ли специфика эта заставляет искать решения задач, характерных для кон­кретного формата магазина. К таким областям относится и автоматизация магазинов шаговой доступности.

Одна из основных задач, стоящих перед ритейлом, - стандартизация бизнес-процессов и снижение издержек - в случае малого формата вообще и "магазина у дома" в частности - становится наиболее острой.

Вот мнение Антона Мурзина, директора консалтингового агентства ГКЦ:

- Дело в том, что у крупных сетевых предприятий, например, все процессы исходно рассчитаны на автоматизацию, поскольку стандартны и определены в соответствующих инструкциях. Более того, сети и поставщиков заставляют соблюдать свои стандарты, будь то вопросы логистики, оформления документации и уж тем более ассортимента.

Конечно, реально многие вопросы до сих пор решаются на уровне товарове­да, который не всегда желает исполь­зовать возможности даже имеющейся программы. Однако в каком то смысле автоматизацию сети проводить проще. Несмотря на большие объёмы, территориальную удалённость предприятий, необходимость учёта потребностей торговли разными видами товаров и расчёта массы показателей, о которых в малом магазине даже не задумыва­ются, - это проще в том плане, что ло­гика бизнес-процессов, как правило, ясна. В малых магазинах это не так, и до владельца магазина с трудом дохо­дит мысль, что отныне и он сам должен подчиняться неким инструкциям.

Одно дело автоматизация бухучёта и учёта товара - это сегодня естествен­но практически для всех. Но чтобы автоматизировать бизнес-процессы, требуется другой уровень восприятия бизнеса. Второй трудностью при этом является то, что в работе малого предприятия слишком много факторов, от него не зависящих.

Это, например, относится к та­ким вещам, как возможность опти­мизировать планирование поста­вок. Функционал системы, конечно, предусматривает возможность ис­пользования такой функции - од­нако для её реализации, возможно, придётся менять самих поставщиков. К тому же оборачиваемость запасов в данном формате зависит не столько от работы самого магазина, сколько от внешних факторов: спрос на про­дукты в микрорайоне достаточно стабилен и зависит больше от погоды или выдачи зарплаты на предприя­тиях, чем от тех факторов, которые поддаются регулировке средствами системы автоматизации.

Существует ещё ряд трудностей, которые имеются всегда, но особенно ярко проявляются именно в случае автоматизации малого бизнеса. Для любого торгового предприятия остро стоит проблема квалификации персо­нала, ведь для полного использования возможностей системы необходимо, прежде всего, желание и готовность работников эти возможности исполь­зовать. Однако в малом магазине, где на каждого сотрудника возложено выполнение нескольких дел, чаще складывается ситуация, когда в уста­новленной комплексной системе ав­томатизации востребованной становится только функция учёта товара. На анализ и другие «стратегические» вещи просто не остаётся времени. Тем не менее, рано или поздно владелец начинает интересоваться результата­ми работы магазина. И в этом случае система учёта должна обеспечить ему необходимые данные для анализа.

С чего начать?

Как видим, комплексная автома­тизация магазина «шаговой доступ­ности» далеко не такое простое дело, как кажется. И решить задачу, про­сто купив и установив «коробочную версию» какой-то программы, чаще всего не получается. Попытки же механически собрать такую систему из нескольких программ (например, бухгалтерской и товароучётной) от­носятся к наиболее часто встречаю­щимся ошибкам малых магазинов.

- Мы видим, что к ИТ-системе малого магазина предъявляются до­полнительные требования, которых нет у «больших» систем, хотя верно и обратное, - отмечает Антон Мурзин. - Нужно понять, что специально раз­работанная для малого бизнеса си­стема автоматизации - это не просто урезанный и удешевлённый вариант более функциональной системы. Это самостоятельная разработка, ориен­тированная именно на учёт специфических особенностей формата. Она должна поддерживать работу мага­зина с учётом минимальной стандар­тизации процессов взаимодействия с поставщиками, при этом допускать определённую гибкость, возможность работы специалистов с различным уровнем подготовки и вместе с тем обеспечивать интеграцию на уровне основных процессов: продаж, закупки, отчётности. Системы ценообразования должны позволять не только разово менять цены, но и автоматически из­менять их на основе гибко настраиваемых бизнес-правил (например, по сравнению с ценами в магазинах конкурентов, поддержания заданного уровня торговой наценки и т. д.)

Ещё одним возражением против простых решений является необхо­димость обеспечить взаимодействие программ и оборудования. Дело в том, что в малых магазинах не всегда при­менимы в полном объёме многие ре­шения, на которых основан процесс сбора исходных данных в супермарке­тах: например, POS-терминалы в зале или же терминалы сбора данных на приёме товара. Это объясняется, как необходимостью экономить средства, так и тем, что сама работа малого мага­зина построена на других принципах. Соответственно, задача правильного выбора компонентов для увязки про­грамм и оборудования в единый ком­плекс становится ещё более важной, ведь чем дешевле оборудование, тем меньше возможностей имеется для на­стройки такого взаимодействия.

- Небольшие магазины внедряют системы автоматизации для получе­ния результата, ресурсы на автомати­зацию у них лимитированы, и распо­ряжаться ими они хотят эффективно, - говорит Владислав Гришенко. - На практике автоматизацию начина­ют с наиболее трудоёмких, массовых, регулярных операций, требующих большой точности, от которых зависит ежедневное функционирование биз­неса. Это, прежде всего, оперативный учёт - продажи, закупки, склад, когда владелец видит: сколько продано сей­час, кто и сколько должен компании, какой товар должен поступить. После автоматизации этого участка появ­ляется картина того, что происходит: можно бороться с воровством, контролировать взаиморасчёты с контраген­тами. Поставив процесс учёта, можно переходить к сквозному управлению запасами и товародвижением и далее к автоматизации управления основ­ной деятельностью. Ключевые задачи, требующие автоматизации, могут су­щественно различаться в зависимости от сферы деятельности. Поэтому выбирать нужно комплексное решение, которое позволит осуществлять этот процесс поэтапно, на единой платфор­ме, принося практическую пользу от автоматизации на каждом этапе.

Наращиваем структуру

Сейчас основная тенденция в про­граммных продуктах для малого фор­мата - это возможность расширения бизнеса пользователя с минималь­ными доработками и переделками. Очень малое количество владельцев магазинов выкидывают всё старое и меняют полностью на новое, пони­мая, что экономически это нецелесоо­бразно. И если первоначальная интеграция была сделана качественно, то обновлённая система будет продол­жать работать годами. Причём есть два направления развития: возмож­ность добавить в систему новые функ­ции в действующем предприятии и возможность подключения к ней новых магазинов. И тут у магазинов «шаговой доступности», кому бы они ни принадлежали - крупным сетям, желающим занять новую нишу, или бизнесмену, открывающему второй магазин в соседнем микрорайоне, - существуют свои особенности, которые должны учитывать их системы автоматизации.

Сегодня розница тяготеет к цент­рализованной модели управления ИТ-системой. При этом важно обеспечить надёжное функционирование основ­ных бизнес-процессов и товародвиже­ние до уровня отдельных магазинов.

- Одним из вариантов решений данной задачи может стать примене­ние так называемого middle-офисного решения, обеспечивающего как цен­трализацию, так и учёт особенностей малого формата, - рассказывает Антон Мурзин. - Идея состоит в том, что, с одной стороны, целый ряд операций может выполняться только на уровне магазина (например, приёмка товара, печать первичных документов, инвен­таризация, возврат товаров поставщи­ку и т. д.). С другой - использование полнофункциональной back-офисной системы в небольших магазинах не всегда целесообразно, поскольку тре­бует затрат на поддержку, обучение персонала и оставляет слишком много возможностей для злоупотреблений сотрудникам удалённого предприя­тия. Это означает, что целый ряд задач (закупки, заключение контрактов с поставщиками, работа с ценами и пр.) могут быть возложены на центральную систему, где имеются квалифици­рованные сотрудники и можно обеспе­чить высокий уровень безопасности, а на уровне магазина решаются только его неотъемлемые задачи. Их берёт на себя middle-офис, который может представлять собой front-офис с расширенной функциональностью, либо back-офисная система с возможностью оформления розничных продаж.

Сухой остаток

И собственники компании, и ру­ководство хотят получить экономи­ческий эффект и улучшить операци­онные показатели после внедрения информационной системы.

Для «магазинов у дома» к таким эффектам традиционно относятся по­казатели сокращения затрат и повы­шения производительности труда, а также стабильно пополняемый ассортимент. А вот повышение оборачи­ваемости капитала, к примеру, в таких магазинах зачастую просто не просчи­тывается. По единодушному мнению специалистов, срок окупаемости вне­дрённой системы сегодня составляет от 3 месяцев. При этом следует учитывать, что предприятия одинакового формата, внедрившие одинаковые си­стемы, могут получить разные результаты. Система - это лишь инструмент, и им надо умело пользоваться. И это, пожалуй, одна из основных трудно­стей «малого формата».

- На данный момент време­ни у большинства компаний-производителей программного обеспечения и оборудовании уже имеются готовые решения для ма­газинов малого формата, - говорит Владислав Гришенко, - они по­зволяют организовать работу таких магазинов и растянуть во времени процесс перехода от обычного учёта до полноценной автоматизации. Такими решениями являются: АТОЛ. EasyBOX или «Далион: Управление Maraзином.Light» + ForPost.CE (кас­совое ПО Frontol.CE) - комплексные решения для автоматизации пред­приятий малого формата.

На сегодня, несмотря на распро­странение супермаркетов, в Екатерин­бурге преобладают магазины малого формата. Отсюда ясно и то значение, которое уделяют им разработчики программ автоматизации и компании-интеграторы. Однако предстоит ещё немало работы, прежде чем качествен­ная комплексная автоматизация при­дёт в малые магазины.

Торговое оборудование №5, май 2009г. Владимир Поликарпов

Фискальный накопитель
Мгновенная оплата

Спецпредложения

9900 руб
Дисплей покупателя АТОЛ PD-7000

Новости компании

18 апреля 2024 Читать новость: АТОЛ внедрил тарифы для ПО Frontol: какой выбрать и что делать с текущими подписками
АТОЛ внедрил тарифы для ПО Frontol: какой выбрать и что делать с текущими подписками
4 марта 2024 Читать новость: График работы в предпраздничные дни.
График работы в предпраздничные дни.
20 февраля 2024 Читать новость: С 1 марта 2024г. обновления Frontol станут недоступны на устаревших версиях ОС старше 2020 года.
С 1 марта 2024г. обновления Frontol станут недоступны на устаревших версиях ОС старше 2020 года.

Наши клиенты

Университетская столовая «Большая перемена» г. Екатеринбург
Продуктовый супермаркет «Олимпия» г. Екатеринбург
Мастерская гравировки и печати на чехлах «aiVai» г. Екатеринбург

О нас говорят

«Автоматизация прошла быстро, специалисты компании ООО «Ориент-96» настроили все за 4 часа. Теперь работать - одно удовольствие! Именно сейчас понимаешь смысл фразы «На работу как на праздник»! Действительно, это праздник, когда нет бесчисленных записей в тетрадях, а клиенты не толпятся около кассы, дожидаясь, когда же закончит писать продавец! Спасибо Вам!» - Елена Ивановна, директор «Алфавит».

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Екатеринбург, ул. Чайковского, 16
Заказать звонок Написать письмо
Курсы валют ЦБ РФ

USD 94.09     EUR 100.53

(343) 216-57-43, -44  Кассы, весы и ремонт

(343) 216-57-42, -47  Автоматизация торговли

Курсы валют ЦБ РФ

USD 94.09     EUR 100.53